|
|
|
В ноябре 2019 года на рекорд-лейбле «Отделение выход» увидел свет альбом «Полковник.Трибьют», музыкальное посвящение нижегородскому рок-барду Алексею Полковнику (Хрынову). Алексей Полковник умер в 2008-м году. Его наследие составляет четыре полноценных альбома, но широкая публика, скорее всего, знает лишь «Солдата на привале», в середине 90-х эту песню перепел Сергей «Чиж» Чиграков. Как заметил критик Алексей Мажаев, в песнях Алексея «фольклорная бесшабашность, алкогольные подвиги и бравада сочетались с какой-то неявной, но безысходной тоской. Это жанр хотелось назвать «русским роком в квадрате», ибо там и рока (во всех смыслах), и «русскости» было через край». Зашкаливающие по честности песни Полковника требовали нового прочтения, новой трактовки. Продюсированием (составлением) трибьюта в течение семи лет занимался Вадим Демидов, лидер нижегородской группы "Хроноп", старинный друг Полковника. Сопродюсером выступил издатель Олег Коврига, музыкальный издатель и просветитель. В альбоме участвовали Леонид Федоров, Чиж, Бранимир, Андрей Машнин, Андрей "Худой" Васильев, Вис Виталис, F.P.G., «Разные люди», «Церковь детства», «Дисфория», сам "Хроноп" (всего 19 исполнителей).
Альбом доступен на https://nda.promo/E36A7B/
Рецензия Вадима Пономарева (Гуру Кен) Вышел в свет очень важный для российского андеграунда релиз - трибьют Полковника. Это нижегородский кудесник инди-панка был столь же значимым, как и Егор Летов, хотя и менее известным. Зашкаливающие по честности песни, желчь, злость как реакция буквально на все. И при этом - любовь к маленькому человеку, понимание, даже сочувствие. Трибьют на коленке создал Вадим Демидов из "Хронопа", и тут поучаствовали Леонид Федоров, Чиж, Бранимир, Вис Виталис, F.P.G., Разные люди, Трест, Заводчане, Андрей "Худой" Васильев, сам "Хроноп" и много кто еще. Широкая публика может знать песню Полковника "Солдат на привале". И не уверен, что что-то еще. Я сам не стремился познакомиться с Полковником, равно как и с Егором Летовым, - они мне всегда были интересны скорее на расстоянии, как арт-субъекты. Знаю, что песни Полковника очень ценил хиппи-гуру Папа Леша, и они явно имели влияние на его песни. Трибьют вышел неровным, как все трибьюты. Хит "Солдат на привале" довольно аутентично (что плюс) спели Андрей Машнин и Dronskeybeat, да и Чернецкий спел "Буденного" с тем же гаражным саундом. Замечательно язвительной вышла "Лягушка" у Чижа. "Хроноп", напротив, сделал "Два солнца" абсолютно обаятельной (как это ему удается?) хроноповской песней, почему нет. Нетрудно предсказать, что Леонид Федоров сделал "Шел мужик" абсолютно в федоровском духе, - не грех и на своих сольниках исполнить. Панк-формация "Трест" не удержалась от протокоммунистической фантасмагории в "Леснике", но удержалась от психоделии, которая тут явно напрашивалась. Макс Орех и "Заводчане" могли бы сыграть самую музыкальную версию "Весны", но вместо лихой романтики все равно получился почти шансон. Самые печальные мысли, честно говоря, - о том, что это последний трибьют Полковника. У него отличные песни, но никто не смог сделать их в панк-оболочке образца 2020 года, а они этого достойны. Ладно, можно поменять мелодии, но тексты шикарные - как их не использовать? У всех же беда с текстами, а тут такое роскошество...
2019, «Отделение Выход» Оценка: 7,5 из 10. Алексей «Полковник» Хрынов скончался от сердечного приступа 12 сентября 2008 года в возрасте 43 лет. При жизни он был достаточно известен, особенно в окрестностях Нижнего Новгорода и среди любителей русского рока, но успешной музыкальной карьеры у него не сложилось. Чтобы объяснить, кто такой Полковник, непременно приходилось упоминать песню «Солдат на привале», которая стала популярной в исполнении Чижа. А вторая по известности композиция Хрынова «Зато как погуляли» весьма точно характеризовала музыкальную стилистику Полковника. В ней фольклорная бесшабашность, алкогольные подвиги и бравада сочетались с какой-то неявной, но безысходной тоской. Это жанр хотелось назвать «русским роком в квадрате», ибо там и рока (во всех смыслах), и «русскости» было через край. Почти через три года после смерти Полковника вышел его последний альбом «Два солнца», который медленно доделали друзья-«однополчане» (кстати, в концертных составах группы «Полковник и Однополчане» переиграли более 60 человек). Ещё восемь лет пришлось ждать трибьюта, который составил и спродюсировал лидер группы «Хроноп» Вадим Демидов. Сроки подготовки посмертного сборника-посвящения тоже вполне соответствуют характеру прижизненной «карьеры» Алексея Хрынова. В ней не было никакой чёткости, определённости, темпа, заряженности на коммерческий успех - зато были эмоции, спонтанность, душевность. Песни писались не по контрактным обязательствам, а по зову сердца, лучшие концерты Полковника мало отличались от дружеских посиделок, два записанных в конце 90-х альбома распространялись через пень-колоду. В этом смысле трибьют очень похож на своего героя: в сети он появился месяца через два после релиза. Музыканты не очень торопились со своими версиями песен Полковника: «Разные люди» записали трек для трибьюта в 2012 году, остальные раскачивались гораздо дольше - без ответственного Демидова и ответственного за мастеринг Евгения Гапеева они бы могли и ещё лет шесть протянуть. Тем не менее результат получился интересным. Самым проигрышным подходом оказались попытки превзойти оригиналы в разудалой и хриплой посконности, как, например, у группы «Дисфория», или сделать Полковника монотонным, как у «Новых ворот». Зато дух «Зато как погуляли» группа F.P.G. уловила и передала адекватно, «Разные люди» в своём неистовом стиле сделали «Будённого», Вис Виталис был убедительно апокалиптичен в «Ядерной зимушке-зиме», Chkalov превратил «Не брось меня, Господи» в романс, «Алкоголь» отлично обработал песню «Здравствуй, друг!», а Леонид Фёдоров авторизовал композицию «Шёл мужик». Вадим Демидов немного изменил гармонию в «Двух солнцах», и, по его словам, «теперь песня звучит вполне «по-хроноповски»: после трибьюта композиция могла бы стать третьим хитом Полковника, но скорее станет новой отличной композицией «Хронопа».Чиж на сей раз в популяризации творчества земляка не преуспел, записав скромную «Лягушку». А «Солдат на привале» достался Андрею Машнину и группе Dronskeybeat: артист поставил себе амбициозную творческую задачу спеть без надрыва и довольно отстранённо. Машнин - и без надрыва? С надрывом, наверное, получилось бы более ярко и гармонично. Алексей Мажаев, InterMedia
|
|
|
|
|
|
|